В Смоленской области четверо школьников вытащили пятерых взрослых из горящего дома
Вечером 11 февраля в селе Екимовичи Рославльского района случился пожар. И пока взрослые по недавно сложившейся, но уже устоявшейся традиции пытались запечатлеть это происшествие на мобильные телефоны, четверо подростков еще до приезда пожарной команды вытащили из горящего дома пятерых человек.
Как выглядят новоиспеченные герои? Почему они кинулись в пламя? Что ими двигало в тот момент? Этими вопросами я задавалась всю дорогу от Смоленска до Екимовичей…
В начале было тихо
- Вы, знаете, как обидно, когда об этом пожаре и о наших ребятах пытались замолчать? – вопрошает педагог-психолог и по совместительству учитель русского и литературы, руководитель клуба «Истоки» Екимовичской средней школы Елена Гречнева. – Этот пожар даже не попал в сводки нашей газеты. Вот, посмотрите! С 10 по 15 февраля… несколько пожаров… Один, второй, где сгорел хозяин дома… А про наших ребят – ни-че-го.
Такую странную тишину отчасти объясняют слухи, которые с момента пожара ходят-бродят по селу. Сгоревший дом, что находился прямо напротив местной администрации, был населен лицами, мягко говоря, уже далекими от человеческого облика. Но хозяев, законно прописанных на своих законных же метрах, просто так не выселишь даже за постоянное пьянство. Соседство с «алкоголиками и тунеядцами» не очень-то радовало чиновников. Поговаривают, что некоторые представители власти даже улыбались во все тридцать два зуба, наблюдая за пожаром. Ведь нет человека – нет проблем…
Но этому лёгкому решению проблем помешали школьники – девятиклассники Азамжон Кадыров и Александр Новиков, восьмиклассник Денис Чумичев и учащийся выпускного, 11-го класса, Владимир Гурулёв.
- Мы с Саней гуляли, — рассказывает словоохотливый Азамжон Кадыров, учащийся Екимовичской средней школы, — и вдруг услышали какой-то треск. Потом, когда подошли ближе, увидели дым и подумали, что горит администрация. Подбежали, смотрим – а это дом напротив! Рядом стояли люди и… просто смотрели. Мы спрашиваем: «Есть кто-нибудь в доме?» Нам говорят, что не знают. И тут мы услышали крики, подбежали к открытой двери… У входа лежала обгоревшая женщина, мы ее вынесли, от дома оттащили. Затем снова в дом – там были еще люди. Так вот стали выносить, а потом и Денис с Вовой подоспели…
- Мы с Вовой Гурулевым гуляли около магазина и тоже услышали, как потрескивает что-то… — перебирает в памяти цепочку событий скоромный Денис Чумичев, также «родом» из Екимовичской школы. — Прибежали уже, когда Азамжон с Сашей вытащили двух мужчин и женщину. Мы обежали с другой стороны, но вторая дверь оказалась забита. Пришлось ее выламывать. Когда мы ее выломали, увидели женщину, рядом с которой лежал мужчина. Они… — тут Денис слегка запинается, — они были очень пьяные, и вряд ли бы могли сами выйти. Мы взяли женщину под руки, вывели, побежали за мужчиной…
- Пятерых мы вытащили, — перебивает Азамжон товарища, — но одна женщина так и осталась в доме. Она – инвалид, ее три года назад машина сбила… Мы не успели её спасти… Балки рухнули, а за ними и вся крыша, и мы уже не смогли пройти внутрь. А минут через пятнадцать приехали пожарные.
Невероятно, но факт: на пожар сбежалось практически всё село, масса очевидцев, съемка на мобильные телефоны, но ни одной похвалы не услышали мальчишки.
- Ребята совершили самый настоящий подвиг, но за подвигом должно же что-то последовать, — продолжает Елена Гречнева. – А то прошла неделя, идет вторая, все молчат. Терпение моё кончилось. Я всё уточнила, расспросила свидетелей пожара и написала сама, как могла, статью в местную газету. Отправила по электронке в «Десну», в «Рославльскую правду»… Все напечатали этот материал.
Почитание героя безвредно…
Если бы не педагоги Екимовичской средней школы и Десногорский школы №1, где учатся Владимир Гурулёв и Александр Новиков, об отваге ребят быстро бы забыли. Именно учителя всколыхнули смоленские СМИ и телевидение, благодаря чему о героизме Дениса, Азамжона, Александра и Владимира узнал весь регион.
- Конечно, мы провели общешкольную линейку, — говорит Елена Гречнева, — подарили ребятам по шоколадке. Но что такое шоколадка? Когда поднялась шумиха, когда приехали журналисты, тогда уже и власти как-то задумались. Десногорская администрация спросила у детей, что бы они хотели в подарок. Так один из школьников получил цифровой фотоаппарат, а второй – боксерские перчатки. А наши, екимовичские, по тысяче рублей да грамоты «За отвагу при тушении пожара». Но они же не тушили пожар. Они людей спасали!
Несмотря на проявленный героизм, дома юные спасатели выслушали взволнованные упрёки от родителей, которые, узнав о случившемся, дружно впали в шоковое состояние.
- Конечно, мы тогда очень переволновались, — вспоминает Замира Кадырова, мать Азамжона. – Я вечером звонила сыну, но он долго не отвечал. А потом позвонил сам, сказал, что на пожаре. Я думала, ну, может, смотрит, а он людей спасал… Я ругала его, и отец ругал. Но не сильно. Мы же видели, что Азамжон и сам пришел такой расстроенный, потому что когда всё это видишь… Теперь он – герой, но слава Богу, что жив остался.
- Мы не ощущаем себя героями, — неожиданно признаётся Азамжон. – Так каждый бы смог. Каждый нормальный человек.
Отсутствие «звездной болезни» меня удивляет. Поэтому я пытаюсь немного спровоцировать ребят, задав простой, но вполне логичный вопрос: «Неужели вы не думали об опасности, спасая бомжей, тех, кто упал на самое дно жизни? Не проще было ли просто постоять и понаблюдать вместе с остальными?»
- Да, они пьяные, да, бомжи, — вдруг серьезно отзывается молчавший до этого времени Денис. – Может, они потеряли цель в жизни, но это же люди! Нельзя же их оставлять!
- Да, — соглашается Азамжон, — я бы мог снять ролик на телефон, но человеческую жизнь ни с каким роликом не сравнить. А об опасности мы в тот момент даже не думали. Мы осознали все только потом, когда людей из огня вытащили.
После таких ответов ничего не оставалось, как попросить героев показать дорогу до сгоревшего дома. Денис с радостью согласился, а Азамжон задумался. Ему очень хотелось попасть на спортивное мероприятие, проходившее в тот момент в школе.
- Я хочу попасть на сборку автомата, — предупредил он меня. – У меня вообще 1 место по сборке автомата было. 21 секунда – рекорд района. Сейчас кто-то новый появился, за 20 секунд собирает. Но я подтянусь и перебью рекорд!
…пока к нему не присоединяется сам герой.
Да, почитание героя безвредно, пока к нему не присоединяется сам герой. Но, сдается мне, что ребятам это не грозит. Они так и остались обычными мальчишками со своими подростковыми печалями и радостями. По дороге к дому, точнее уже возле самого пепелища, ребята разговорились и поведали о своих интересах. Оказывается, Денис — любитель квадроциклов и бокса, а Азамжон с 9 лет пишет рэп и является поклонником Басты.
- Я с детства пишу, а с 13 лет – записываю. Подбираю минусовку, иногда сам пишу, когда текст сложный, — поведал о своем давнем увлечении Азамжон. – Я сочиняю в автобусе, дома, иногда в школе на уроках. В день у меня по 2-3 песни выходит, но я их обязательно редактирую. У меня есть песни про теракты, про любовь, про дружбу, про маму и папу, про мир. Даже про политику есть. Недавно про этот пожар написал, правда, ещё музыку не подобрал. Я часто выступаю на праздниках в школе. Иногда у меня песни заказывают, и я бесплатно пишу. Недавно Денису песню написал, хочу с ним исполнить.
Денис скромно молчит, пожимает плечами и отводит взгляд на торчащую из обугленных стен кирпичную кладку печи.
- А так я хочу в МЧС пойти, — признается Азамжон.
- В МЧС? – ахаю я. – А как же рэп?
- Одно другому не мешает, — поучает девятиклассник. – Я могу работать в МЧС, а дома рэп писать. Рэп — это ведь не просто увлечение, это образ жизни.
- Я тоже собираюсь в МЧС, — подает голос Денис. – И Вова Гурулёв тоже хочет. Ему вообще проще, он же в выпускном классе. А нам еще учиться.
А еще они собираются в армию. В ту самую, о которой многие их ровесники и вспоминать не хотят. На ум моментально приходят слова Елены Гречневой: «Я нисколько не удивлена, что они бросились на помощь. Может, они не так сильны в учёбе, но по своим человеческим качествам могут обогнать своих одноклассников». Наверное, правду говорят мудрецы: героизм не только поступок, героизм – состояние души. Почему-то после встречи с Денисом и Азамжоном в это веришь, как никогда.
Просмотров: 3 755